Самое длинное путешествие

Записки интроверта

Прочитанное — Умберто Эко, «Баудолино»

Posted by akkalagara на 2007-07-13

Все читают одно и то же, однако же всякий понимает в меру своего разумения. Моего разумения не хватило. Я так и не понял, за что превозносят эту книгу и какие откровения она скрывает. Я не медиевист, я плохо знаю историю (тем паче историю Италии), и, полагаю, значительная часть авторского замысла прошла мимо меня.

Что же я увидел?

Весь роман представляет собой жизнеописание главгероя, этого самого Баудолино, которое тот рассказывает некоему Никите, случайно ему встретившемуся и случайно им спасенному в разоряемом крестоносцами Константинополе. Начинает Баудолино с самого детства и во всех подробностях живописует извивы своей истории. Аннотация книги гласила, что Баудолино якобы обладает удивительным свойством — люди верят всему, что бы он ни придумал. Сам Баудолино тоже об этом упоминает, те же мысли Эко приписывает Никите, которые в благодарность за свое спасение подписался выслушать главгероя и записать его историю. Но — на деле этот тезис ничем не подтверждается. Баудолино много складно и нескладно врет, его ложь так или иначе претворяется в жизнь, но ничего удивительного в этом нет. Такие вещи сплошь и рядом случаются.

Роман по ходу дела обрастает персонажами, сюжетными завитушками и орнаментами: с главным героем происходят все новые и новые события. Сам герой при этом практически не меняется, оставаясь центром Вселенной. Следить за его похождениями мне было все скучнее и скучнее, а когда его совсем занесло и он стал травить байки о мантикорах, козлоногих женщинах и птицах рух — стало совсем тоскливо. Даже вероятность того, что в мире Баудолино все так и есть, и он не произнес ни слова лжи, не греет сердце.

Для меня «Баудолино» останется унылым плутовским романом, сверх меры перерастянутым и не сильно отличающимся от других образцов жанра. В «Имени розы» была жизнь, биение которой чувствовалось за страницами текста, было что-то, что заставляло, прочитав и отложив было в сторону книгу, снова браться за нее. Здесь этого нет.

Вся красота романа для меня сосредоточилась в последних его фразах, когда Никита, сетуют на то, что он не сможет записать историю Баудолино, а один из эпизодических персонажей его утешает:

» – Но ведь красивая история. Жаль, что никто ее не узнает.

— Ты не считай себя единственным писателем на земле. Настанет время, и кто-то другой, не меньший лжец, чем Баудолино, ее расскажет».

Добавить комментарий

