Самое длинное путешествие

Записки интроверта

О руководящей роли партии

Posted by akkalagara на 2007-08-04

Мне довелось своими глазами увидеть смену парадигмы. Когда я пошел в школу, то вскоре стал октябренком, потом меня в числе прочих торжественно приняли в пионеры. Каждый вторник у нас был нулевой урок — политинформация. Стишки «как повяжешь галстук» казались исполненными глубокого смысла, а дедушка Ленин — средоточием добра. Я самым натуральным образом во все это верил. Пропаганда, как ныне принято говорить, съела мой мозг.

Но постепенно эта парадигма стала отмирать, уходить. Началось все с аттрибутики — все меньше школьников носили красные галстуки, политинформацию как-то потихоньку отменили, да и дедушка Ленин, оказывается, был не без греха. А чуть позже случились glastnost и perestroika, когда по телевизору чуть ли не в прямом эфире гнали заседания Верховного совета и было ощущение того, что полстраны смотрит это действо не отрываясь.

Потом были всеобщий дефицит с гуманитарной помощью, приватизация и далее — до настоящего момента. Но я очень хорошо помню то ощущение истинности и подлинности, которое сопровождало мое политизированное детство.

Главным следствием этого всего стала, пожалуй, способность перенести это чувство искренней и несомневающейся в своей правоте веры на любого другого человека с любыми другими убеждениями, почувствовать снова на мгновение в нем ту самую истинность и подлинность, будь он коммунистом или демократом, иеговистом или исламистом, нашистом или фашистом. Я понимаю фанатизм, оттого что в детстве и сам был к нему близок, хотя могу и не разделять мнения фанатика.

Это, вероятно, и есть то самое двоемыслие, воспетое Оруэллом.

Добавить комментарий

