Самое длинное путешествие

Записки интроверта

Дистанционное обучение

Posted by akkalagara на 2007-12-11

Вы, наверное, уже знаете, что университет Беркли выложил аудио- (и даже видео-) записи своих лекций по разным дисциплинам на своем сайте в свободном доступе. Я скачал послушать одну из первых лекций про Computer Science и убедился, что понимаю по крайней мере часть того, о чем там говорится. Жаль, конечно, что к записям не прилагается расшифровок с текстами. Но это было бы, конечно, слишком просто.

Думаю, это очень важный шаг в преподавании. Собственно, обучение уже давно перестало быть механической передачей знаний и навыков от учителя к ученику, и сейчас задача преподавателя состоит большей частью в том, чтобы передать своему ученику навыки к поиску нужной ему информации и способам ее использования. Отсюда и ведут свое начало разного рода рефераты, курсовые и дипломы – найти информацию по нужной теме, обработать ее и представить в виде чего-то другого. Осуществить анализ и синтез.

Информационное общество (впрочем, некоторые говорят уже о постинформационном обществе), как недавно писала Компьютерра (ссылаясь на работу Алекса Искольда и Ричарда МакМануса), на определенном этапе своего развития сталкивается с избытком информации, который в свою очередь ведет к недостатку внимания. А дефицит внимания ведет к формированию экономики внимания: так, в простейшем случае, сайты борются за посещения пользователей, а блоггеры в большинстве своем – за число читателей. И вот мы стали свидетелями того, как университет Беркли тоже вступил в эту гонку.

Действительно, всю эту информацию можно найти. В сети, в книгах или периодических изданиях. Но университет предлагает ее уже в виде курсов лекций – форме, специально адаптированной для восприятия. Мало того, что это интересный рекламный ход, привлекающий внимание к самому университету, это еще и вызов другим университетам (Представьте себе, как на какой-нибудь лекции студент задает лектору вопрос – «а вот профессор Смит из университета Беркли говорил по этому поводу…»). Когда речь идет об обучении, одним из наиболее важных средств в борьбе за слушателей может стать репутация ВУЗа. И вот университет Беркли дает возможность убедиться в качестве предоставляемой им информации, качестве обучения. Это может привлечь (и скорее всего привлечет) новых студентов в университет. При этом наличие курса лекций в открытом доступе не уменьшит число слушателей в реале или число поступающих в университет (скорее наоборот), поскольку прослушать-то скачанные лекции ты прослушаешь, но вопросов задать не сможешь. Да и помимо лекций в курсе обучения обычно присутствуют семинары, лабораторные, практические работы.

Таким образом, образование становится еще немного доступнее. Боюсь только, что нашим ВУЗам до такого рода инициатив пока что довольно далеко. Впрочем, поживем – увидим. Будущее наступает неизбежно.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s