Самое длинное путешествие

Записки интроверта

Кинематографическое — Седьмая печать, Ингмар Бергман

Posted by akkalagara на 2008-01-04

На фоне продолжающихся праздников продолжаю закрывать гештальты. Посмотрел «Седьмую печать» Ингмара Бергена.

На самом деле фильм этот мне был интересен еще с подростковых лет, когда в постмодернистском боевике «Последний киногерой» я увидел бергмановскую Смерть, сошедшую с киноэкрана. Однако никак не доводилось посмотреть — по ТВ такого рода кино уже давно не показывают, в кинотеатрах — тоже, да и на кассетах с ДВД нечасто попадается. Но вот — нашел диск с наклеечкой «специальный приз каннского фестиваля за 1957 год» и отсмотрел.

Если «Мертвец» Джармуша был заунывным вестерном, то «Седьмая печать» — не менее заунывная драма. Или даже притча. Если коротко, то некий Антониус Блок, рыцарь, возвращается из крестового похода. По пути он встречает Смерть, начинает с ней партию в шахматы и продолжает играть весь фильм. Его сопровождает оруженосец — циник и агностик, по пути к ним прибиваются другие персонажи — актеры бродячего театра, кузнец-рогоносец и его блудящая жена. И все это на фоне эпидемии чумы. Герои ведут пространные разговоры, то и дело поминая Господа Бога, Дьявола, Жизнь, Смерть, Смысл Бытия и другие высокие материи. Кроме того, по пути они ссорятся, мирятся и участвуют в сожжении ведьмы.

Поскольку фильм выдержан в разговорном жанре, актерские работы должны быть весьма убедительными — и они в самом деле таковы. В оригинале (на шведском) даже длинные и пафосные речи актеры ведут очень эмоционально, в русском же переводе все это теряется. Поэтому единственный вариант просмотра — в оригинале с субтитрами. Операторская работа традиционна для кино пятидесятых (статичные планы, неподвижная камера), но композиционно многие сцены выдержаны очень стильно.

В целом, фильм, безусловно, знаковый, и посмотреть его, конечно, стоит. Но если вы не большой поклонник серьезного кино, в котором персонажи только и делают, что ведут глубокомысленные разговоры, то просмотр ленты потребует значительной работы над собой, как это потребовалось мне. Кроме того, хитрец Бергман задает много всяких вопросов о смысле жизни, смерти и посмертии, но ответов не дает ни одного.

Тем не менее в контексте того же постмодернизма фильм представляет большой интерес: можно провести интересные параллели с игрой в шахматы в Красном Здании у Стругацких, с образом Смерти у Терри Праттчета и другие, менее очевидные.

Следующим, раз уж на то пошло, надо будет посмотреть «Фонтан».

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: