Самое длинное путешествие

Записки интроверта

Кинематографическое — No Country for Old Men

Posted by akkalagara на 2008-02-17

Посмотрел фильм No County for Old Men.

Лента Коэнов получилась очень неоднозначной — по формальным критериям это вроде бы и боевик с достаточно шаблонным сюжетом, однако по просмотре фильм вызывает самые разнообразные размышления.

Фабула фильма, несмотря на кажущуюся банальность, закручивается со временем довольно хитрой спиралью, и наблюдать за тем, как Коэны сталкивают персонажей между собой, разводят их и снова сталкивают — истинное удовольствие. При этом часть событий, в том числе сюжетно значимых и очень значимых, режиссеры намеренно оставляют за кадром, предоставляю зрителю самому догадаться, что сделали или не сделали герои. Своего рода воспитание кинозрителя.

Актерские работы в фильме выше всяких похвал. Персонажи, должен сказать сказать, получились очень харАктерными — даже второ- и третьестепенные, троица же главных героев вызывает восхищение. Они могут вызывать разные эмоции — сварщик Мосс, шериф Белл и убийца Чигур — я в равной степени сопереживал всем троим.

Мосс в исполнении Джоша Бролина получился простоватым на вид, но быстро соображающим мужиком: звезд с неба не хватает, но и выгоды своей не упустит. Его быт, его отношения с женой и тещей, его реплики и поступки раскрывают характер персонажа очень глубоко. Мосс излучает простецкое обаяние и не проникнуться к нему симпатией невозможно.

Шерифа играет Томми Ли Джонс. Этим все сказано. После череды харизматичных и мужественных образов Джонс выступил в роли шерифа — человека, которому в этих качествах тоже не откажешь. Однако при всей харизматичности и мужественности шериф у Джонса вышел на редкость беспомощным. Работа полицейского более чем какая либо другая позволяет насмотреться на худшие проявления человеческой природы. И несмотря на прилагающейся к этой профессии определенный цинизм, шериф обладает еще какой-то душевной тонкостью, чуткостью. Так или иначе, Джонс в этой роли показал себя очень сильным драматическим актером.

Бардем в роли Антона Чигура великолепен. Тут есть заслуга сценариста и режиссеров, придумаших такого непростого персонажа, но воплотил его в жизнь Бардем замечательно. В отзывах на кинофильм, да и в самом фильме нередко можно услышать характеристику Чигура как безумца, психопата и маньяка. Однако, на мой взгляд, действия его в большинстве случаев весьма целесообразны. А то, что они, как правило, несовместимы с общепринятой моралью и направлены на нанесение крупного материального ущерба и повреждений, несовместимых с жизнью, — это издержки его профессии. Ну и профессиональной деформации, надо думать. Неотвратимый, безжалостный, эффективный, Чигур выполняет поставленную перед ним задачу, руководствуясь какими-то одному ему известными принципами. Но уж их-то он придерживается, не отступая ни на шаг. Только в конце фильма, в сцене разговоре с Карлой Джин Мосс, он позволяет себе сказать «Все вы говорите одно и то же». «Как же вы мне все надоели», — подумал он, должно быть, вслед за этим. Вообще, что творится в голове Чигура, о чем он думает и как характеризует действия окружающих его людей — вопрос интереснейший, но — увы — беспредметный.

Операторская работа, монтаж и визуальные эффекты выдержаны качественно и без излишеств. Отсутствие в картине какого-либо музыкального ряда с лихвой компенсируется очень тщательно подобранными естественными звуками — шумом ветра, шелестом травы.

В целом, фильм заслуживает самой высокой оценки.

И коротко о финале.

Шериф спекся. В заботах о том как бы «не замарать душу» и в сравнениях себя со стариками прошлого он не справился. Его некому и не в чем обвинить — дело было не в его компетенции, завершалось уже не на его территории, но сам он знает правду. Оставив службу, он оказывается один со своей виной, никому не нужным, ему нечем себя занять. Сон, рассказанный им в финале — это предвестник смерти. До момента которой он так и будет вспоминать свое последнее дело, свою самую большую неудачу.

Я так и не понял, что произошло на месте смерти Мосса, когда шериф вернулся на место преступления, и они с Чигуром стояли по разные стороны двери, а затем, открыв ее, шериф вошел в пустую комнату. Я знаю, что наиболее распространена точка зрения о том, что Чигур был за дверью лишь в воображении шерифа, но мне эта версия не по душе. У меня есть другая, метафорическая — для личного пользования:

Чигур убил шерифа тогда в той комнате. И все дальнейшее — его усталое пенсионное существование, его вина, ожидание смерти и встречи с отцом — это его шерифов ад, в котором он и будет казнить себя и видеть сны об отце снова и снова. Но так и не встретит.

Реклама

Один ответ to “Кинематографическое — No Country for Old Men”

  1. […] Смотрел раньше. […]

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: