Самое длинное путешествие

Записки интроверта

О комиксах

Posted by akkalagara на 2008-05-13

Популярные нынче комиксы обладают целым рядом сходных черт. Герой среднестатистического комикса — мужчина. Возраст у него средний или молодой. Как правило, у него в жизни есть каая-то неустроенность — в личной жизни, в профессиональной сфере или где-либо еще, которая затем гиперкомпенсируется его новообретенными способностями. Эти проблемы — чаще всего существующие преимущественно только в воображении главного героя — по ходу дела более или менее успешно им решаются, демонстрируя духовный рост, а также позволяя сразиться с наиболее серьезным противником — самим собой.

Важной чертой является анонимность героического обличья персонажа. С одной стороны она порождает широкое поле для интриг разного рода (негерой собирает слухи о себе герое, культивирует и муссирует их, пишет сам о себе репортажи, герой может небрежно бросить о себе негерое — «знаю я этого… славный малый»). С другой стороны такой дуализм способствует определенной шизофренической амбивалентности, когда персонажа в самые неподходящие моменты одолевают страсти и стремления свойственные его второй натуре. Тут появляется мотив борьбы с самим собой (причем в любой ипостаси), мотивы одержимости и оборотничества, мотив двойничества (в том числе злого двойника).

В целях маскировки герой использует ту или иную маску. Она присуща ему одному, легко узнаваема, со временем становится своего рода маркой, символом персонажа. Разные герои — разные маски — могут встречаться между собой, объединять усилия в борьбе с общим врагом или же, напротив, сходиться в противоборстве. Здесь невольно возникает ассоциация с комедией дель Арте — герои комиксов по сути своей те же маски. За каждой из масок свой характер, своя предыстория. Другая параллель — театр кабуки, в котором актеры также воплощают собой не живого человека, но маску, символ. (Все три вида искусства, кстати, изначально зародились как «низкие», как искусство толпы.). Определенный символизм, наряду с условностью, наблюдается и в комиксах: способности героя, его противников или соратников приводятся как данность, без объяснений, или же объяснения носят нарочито упрощенный, утрированный характер.

Перечисленные черты наиболее характерны для ранних экранизаций комиксов, в настоящее время можно наблюдать обратную тенденцию: попытку отойти от усложившихся за время существования комикосв традиций и сделать персонажей более живыми, попытаться их очеловечить.

Рассуждать на эту тему можно довольно долго, в ней есть много интересных аспектов (герой комикса как защитник, магические и ритуальные мотивы в комиксах, уязвимость героя и так далее), однако я не большой поклонник иллюстрированных историй.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: