Самое длинное путешествие

Записки интроверта

Watchmen

Posted by akkalagara на 2008-08-04

Структурно книга состоит из двенадцати выпусков (или глав), каждая из которых, за исключением последней, делится на две части. Первая часть главы — собственно комикс, вторая — дополнительные материалы, в которых могут встречаться картинки, но преобладает текст. В качестве дополнительных материалов фигурируют выдержки из мемуаров одного из второстепенных персонажей, брошюра о феномене доктора Манхэттена, газетные вырезки, полицейские протоколы и так далее. В целом эти дополнительные материалы, как правило, не несут сюжетной нагрузки, но значительно расширяют и углубляют мир книги, а их изучение способствует пониманию происходящего и добавляет атмосферы. Завершается каждая глава изображением часов, стрелки на которых приближаются к 12 часам, и в последней главе сливаются.

Сам комикс нарисован в довольно реалистической манере, иногда даже излишне, на мой взгляд, натуралистической (если кому-то из персонажей разбили лицо в кровь, то окровавленная физиономия нарисована со всем тщанием).Очень большое значение имеют мелкие детали: заголовок газеты, лежащей на столе вверх ногами, недорисованное граффити на стене дома, название книги в руках персонажа, изображение на экране телевизора. При этом даже при прочтении возникает ощущение кинематографичности: несуществующая камера приближается или отодвигается, берет крупные планы, выхватывает удачные ракурсы.

Само повествование построено нелинейно: в центре действия оказывается то один персонаж, то другой, периодически они начинают вспоминать былое, после чего действие снова возвращается «в настоящее». Кроме того, важной частью книги является «комикс в комиксе» — история о пиратах, которая, хотя и не имеет непосредственного отношения к центральной линии сюжета, также играет важную роль в мире книги.

Действие книги происходит в 1985 году в США. Наступает разгар холодной войны, всерьез обсуждаются перспективы использования ядерного оружия, и «часы судного дня», фигурирующие в конце каждой главы, выглядят очень зловещей аллегорией. Фабула начинает раскручиваться с места в карьер: обследующие место преступления детективы (жертву выбросили из окна высотного дома) обнаруживают в шкафу убитого яркий костюм и понимают, что он был одним из «героев», известным как Комедиант. На земле человек в белой маске с темными пятнами на ней (Роршах) подбирает из лужи крови желтый значок с улыбающейся рожицей и начинает свое расследование.

В многочисленных флешбэках и нескольких текстовых вставках объясняется, как же получилось, что «герои» в красочных костюмах стали частью обыденной реальности: в 30-х годах, когда на свет появились первые комиксы о супергероях, борющихся со злом, эта идея оказала такое впечатление на некоторых… фриков, что они сами стали обряжаться в костюмы и патрулировать улицы, чтобы бороться с преступностью. Это явление не стало массовым, однако получило определенное растрастранение вплоть до того момента, пока не был выпущен законодательный акт (акт Кина — по имени предложившего его сенатора), обявивший подобную практику вне закона.

Помимо обычных «героев», не обладающих сверхчеловеческими способностями, в книге есть один персонаж — доктор Остерманн (или «доктор Манхэттен»), который, не имея желания становиться супергероем, волею случая, тем не менее, вынужден был им стать. После несчастного случая во время физического эксперимента он становится если не всемогущ, то довольно к этому близок: ему доступны телекинез, телепортация, а также, помимо всего прочего, восприятие различных отрезков временной шкалы одновременно. Тем не менее, обретя новые возможности, Остерманн продолжает оставаться снедаем вполне человеческими страстями и рефлексией.

Другие персонажи, впрочем, снедаемы страстями еще более: неврозы и детские комплексы, сексуальные проблемы и перверсии, фобии и их компенсации наличествуют в книге в полной мере.

Формально действие разворачивается как детектив, однако на фоне всех сюжетных перепетий поднимаются довольно неоднозначные вопросы: про добро с кулаками, про омлет, который можно попытаться приготовить, не разбив яиц, про то, можно ли, борясь со злом, не замарать рук и так далее. Заканчивается все не слишком предсказуемо и довольно пессимистично.

Если говорить о предстоящей экранизации, то кадры трейлера выглядят ожившими картинками комикса — подлакированными и приукрашенными. Просматривая трейлер, можно сказать — это глава такая-то, это сцена такая-то, а это такая-то. Основная проблема экранизации, вероятно, будет состоять в том, что комикс перенасыщен событиями. Он охватывает промежуток времени в полвека, в нем фигурирует около двух десятков персонажей (каждый со своей историей и своими проблемами), и вместить все это в один фильм кажется задачей практически невыполнимой. Так или иначе, чуть меньше чем через год станет ясно, удалось ли Снайдеру справиться с этой задачей.

В целом, Watchmen не произвели на меня такого уж эпохального впечатления. Но это очень качественно сделанная и продуманная, хорошо написанная и нарисованная книга, которую можно считать своего рода социокультурным феноменом. Прочитав ее многое становится понятнее в современной развлекательной культуре. Можно провести интересные параллели между Гордоном Фрименом и доктором Остерманном, Ягами Лайтом и Роршахом, лучше понять те процессы, которые движут сейчас экранизации комиксов в сторону все большей реалистичности.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s