Самое длинное путешествие

Записки интроверта

«Валькирия» Вагнера

Posted by akkalagara на 2008-10-30

Вообще, конечно, есть нечто извращенное в том, чтобы пятичасовую оперу (которая с учетом антрактов длится на самом деле шесть часов) устраивать в самой середине рабочей недели. На такие постановки следовало бы ходить в пятницу или субботу, так, чтобы весь последующий день можно было бы отсыпаться и осмысливать вчерашнее. В том же варианте, который имел место быть, комфортно себя могла чувствовать разве что какая-нибудь творческая интеллегенция, богема, которая не имеет других забот, кроме как ходить по театрам.

Зрители, кстати говоря, были не менее интересны, чем сама постановка. Две девицы в вечерних платьях, одна с поясом в две ладони шириной, другая с серьгами из павлиньих перьев. Свирепого вида лысый дяденька с сережками-заклепками в обоих ушах. Дама, что-то живо рассказывавшая своей соседке в антракте, так что до меня доносились часто повторяемое «транспонировать в другой тональности». Группа немцев, которые в антрактах же, необычно активно жестикулируя, обсуждали постановку. Очень много мужчин в костюмах и при галстуках, некоторые даже с бабочками. Выглядела публика, тем не менее, довольно пестро, и я, несмотря на джинсы и свитер, особенно чужеродно, полагаю, все таки не смотрелся.

Что касается собственно постановки, то исполнение было на традиционно высоком уровне. Впечатлила работа со светом и декорациями, особенно в последнем действии: три огромных истукана вращали головами в форме лошадиных черепов, шевелили щупальцами и вообще всячески нагнетали атмосферу. Если сравнивать с «Золотом Рейна», то костюмы показались чуть попроще, хотя связующих звеньев между двумя частями тетралогии довольно много (не говоря о сюжете, как таковом): те же фигурки на заднем плане, загорающиеся разными огоньками, та же массовка с огненными шевелюрами, изображающая языки пламени.

Вотан сменил белоснежную тогу на траурную черную, и из блондина сделался брюнетом. Кроме того, он обзавелся массой отпрысков, вокруг которых и вертится повествование. Сюжет содержит массу архетипов: меч, вонзенный в дерево; брат и сестра, не знающие о своем родстве и дошедшие до инцеста; отец, предающий сына; дочь, идущая наперекор отцовской воле, и лишаемая за это божественного статуса. Страсти, начавшие разгораться в «Золоте Рейна» кипят вовсю.

Очень интересно проследить за теми же мотивами в современной культуре, сравнить, например, Зигмунда и Зиглинду с Люком и Леей, сломанный Нотунг со сломанным Нарсилом. Ну и, конечно, фильм Копполы с его «люблю запах напалма по утрам».

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: