Самое длинное путешествие

Записки интроверта

«Зигфрид» Вагнера

Posted by akkalagara на 2008-12-26

Прослушал третью часть тетралогии «Кольцо нибелунгов» в Мариинке. Исполнение замечательное, хотя Вагнер сам по себе, мне кажется, довольно диссонансен. Вообще, если говорить об опере, чем дальше в прошлое, тем хуже я понимаю музыку. Хотя, возможно, для лучшего и правильного ее понимания следовало бы более внимательно ее изучать и тренироваться (это, кстати, интересная идея — о том, что для понимания той или иной формы искусства требуется багаж специфических знаний, а, возможно, и навыков. Причем зарождалось-то это искусство как развлекательное). Так вот, на данный момент музыка Вагнера безусловно кажется мне выразительной, порождающей яркие образы, и в контексте оперы, сопровождаемая пением и действиями актеров на сцене, несет и эмоциональную и смысловую нагрузку. Однако по большей части это не та музыка , которая сама себе, в отрыве от своего контекста, могла бы принести мне эстетическое удовольствие. Любопытно, что это был первый спектакль тетралогии, начавшийся с неполным залом (то тут, тот там места пустовали). С каждым же антрактом (их было два, общая продолжительность действия порядка шести часов) число пустых мест увеличивалось.

Постановка сочетает в себе элементы декораций и костюмов предыдущих двух спектаклей, что в целом логично. Интересно было, каким образом покажут дракона Фафнера ( с великанами из «Золота Рейна» все получилось весьма креативно), но в этот раз изображение его было скорее минималистическим: дракона символизировала зловещая красная подсветка. Работа со светом — на очень высоком уровне: в темноте загораются глаза дракона, полыхают языки пламени, освещаются изнутри огромные статуи по краям сцены. Снова появились братья карлики — Миме и Альберих — в своих замечательных костюмах и гриме. Вотан, весь в черном, одел широкополую шляпу (в сочетании с повязкой через глаз и копьем, которое он чаще использует в качестве посоха выглядит интересно). Эрда носит головной убор такой ширины, что становится непонятно, как она сохраняет равновесие (что-то похожее я видел только в «Запределье» Сингха).

Опять же не обошлось без ассоциаций с Толкиеным, на этот раз с «Хоббитом»: игра в загадки Вотана и Миме — игра в загадки Бильбо и Горлума; птичка, поющая Зигфриду — скворец, говорящий с Бэрдом; сокровище, из которого забирают лишь малую, но самую важную, часть. Еще интересен показался поворот событий с Брунгильдой, проспавшей все время между «Валькирией» и «Зигфридом» (лет двадцать?) и оказавшейся суженой Зигфрида, которого в «Валькирии» она знала еще как нерожденного ребенка. Есть в этом что-то от временных вывертов и парадоксов научной фантастики ХХ века (тут можно вспомнить «Дверь в лето» Хайнлайна с зеркальным сюжетным ходом).

Реклама

комментария 2 to “«Зигфрид» Вагнера”

  1. Fafnir said

    Завидую =)
    К сожалению, только фильм видел, а опера… Даже представить себе не могу.

  2. akkalagara said

    @Fafnir: Я убедился, что фонограмма сама по себе, к сожалению не может передать весь спектр ощущений. Тут, конечно, надо слушать в театре.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s