Самое длинное путешествие

Записки интроверта

Щелкунчик

Posted by akkalagara на 2008-12-29

Посмотрел «Щелкунчика» в Мариинке.

Последний раз видел его в далеком детстве, уже лет 20 назад. Сейчас интрига состояла в том, что это постановка с декорациями и костюмами Шемякина. Должен сказать, что шемякинская версия разительно отличается от детских воспоминаний.

Первое, что обращает внимание — это многоплановость. Сцена перестала быть плоской и приобрела объем, действие разворачивается на заднем, среднем, переднем планах. Особенно это заметно в первом акте: в разных местах сцены одновременно разыгрываются несколько сценок, акценты постоянно смещаются с одного плана на другой. Декорации придают сцене дополнительную глубину. Сами декорации вызывают ассоциации с «Алисой в Зазеркалье» — вещи обыденные выглядят необычно, картины на стенах неуловимо странны, в ряду голов животных, висящих на на стене, среди носорогов и кабанов вклинивается заяц. Костюмы фантасмагоричны и очень индивидуальны (в первом действии двух одинаковых нарядов вообще нет, во втором они повторяются исключительно из соображений эстетики). В сцене на кладбище, пока танцуют черные (!) снежинки, у ограды собираются мрачные фигуры в плащах с огромными клювами, крысиный кардинал играет на арфе, а Дроссемейер подглядывает за происходящих из сплетенного пауками кокона.

Второе действие более академично, но танцы перемежаются увлекательными интермедиями: заклинатели выносят корзины со змеями (змея потом выбирается оттуда и начинает танцевать), китайчата прибывают в чайниках, Маша со Щелкунчиком натурально прилетают в огромном башмаке.

От Гофмана балетная версия изначально отличалась в сторону упрощения, но сейчас акценты сместились уже каким-то совсем непонятным образом: Дроссельмейер, например, если не за крыс, то по крайней мере им сочувствует. Сами крысы из персонажей отрицательных превратились в нейтральных: и война-то у них с игрушками не война, а скорее так — учения, маневры.

Балет получился гораздо более зрелищным, чем его прежняя версия, и посмотреть его, несомненно, стоит.

Реклама

комментария 2 to “Щелкунчик”

  1. Zeiger said

    Всегда считала Дроссельмейера крайне подозрительным типом. :)

  2. akkalagara said

    После этой постановки я теперь к нему тоже с подозрением отношусь.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s