Самое длинное путешествие

Записки интроверта

Размышления

Posted by akkalagara на 2009-02-05

Значительная часть проблем, беспокоящих людей, существует, очевидно, только в их воображении. Однако, осознание этого очевидного в общем-то факта ничего по сути не меняет: воображаемые проблемы решаются подчас даже хуже проблем действительных. Связано это с тем, что понять мнимость проблемы («пустотность гештальта», как писал в свое время Пелевин) недостаточно , необходимо признать, что проблема — и не проблема вовсе. А этот умственный финт требует, как правило, столь серьезных изменений в системе ценностей и приоритетов личности, что по завершении его и в самом деле можно говорить — проблемы исчезли вместе с тем, кого беспокоили. У того же, кто появился вместо него, со временем появятся новые — скорее всего, не менее воображаемые. Признание же мнимыми всех проблем, сколько их есть, ведет к аскезе, просветлению или сумасшедшему дому.

Доминирование человечества, как вида, основан на конкуренции, естественном отборе. На этих же принципах построена и наша цивилизация, причем это касается и таких сфер, как наука (гранты) и искусство (гранты, конкурсы, премии). Это, безусловно, справедливо — с одной стороны. С другой — не могло не быть открытий, изобретений или произведений искусства, оставшихся незамеченными просто по причине неконкурентоспособности их автора. А конкурентоспособность, очевидно, с ценностью изобретения или открытия прямо не коррелирует. (Кстати, «неконкурентоспособность» звучит как приговор: «Доктор снял очки и записал в графе диагноз: Общая прогрессирующая неконкурентоспособность.»). В большей степени это справедливо для средних веков и нового времени, когда наука двигалась одиночками, в меньшей времени — для новейшего, когда открытия совершаются коллективно. Тем не менее, это очень интересная тема — векторы развития науки обуславливаются не полезностью для человечества как вида, а выгодой для отдельных популяций. Не менее интересно и то, каким станет общество постпотребления, формирования которого, впрочем, мы, скорее всего, уже не увидим.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s