Самое длинное путешествие

Записки интроверта

Космический госпиталь, Уайт

Posted by akkalagara на 2009-02-17

В последнюю свою командировку я прочел цикл книг Уайта про космический госпиталь. Это тоже был своего рода незакрытый гештальт: в детстве мне попался переводной сборник НФ-рассказов издательства «Мир», в котором фигурировала первая повесть этого цикла. Уже тогда идея показалась мне слишком богатой для одной повести, но продолжения как-то не попадались под руку. А относительно недавно nocuous упомянула о существовании других книг серии, и без особого труда я нашел их в какой-то из электронных библиотек.

Сейчас я смотрю на этот книжный сериал уже другими глазами, нежели при первом знакомстве, и, сказать по правде, последние части дочитывал уже более из чувства долга. Несомненные плюсы серии состоят в достаточно оригинальной идее (не удивлюсь, если до этого книжного сериала со временем доберутся экранизаторы и превратят его в сериал телевизионный, вроде того же «Вавилона-5»), а также в атмосфере книг. Суть в том, что во всех повестях отсутствуют отрицательные персонажи как класс. Некоторые герои могут вести себя неблаговидно под действием внешних факторов или внутреннего конфликта, но завершается все осознанием своих ошибок. Только в одной из финальных частей в виде упоминания появляется какой-то злодей (политик, что характерно). Несмотря на отсутствие отрицательных героев, большая часть повестей выстроена как детектив, в котором в роли преступника выступает болезнь или, если брать шире — загадка, неизвестный фактор, обусловивший болезнь пациента или странности его поведения.

Недостатков у цикла много. Первый — это его антропоцентричность. Все инопланетные создания, описанные Уйатом — на самом деле люди, просто облаченные в шкуры (чешую, экзоскелет) инопланетян. Понятно, что изобразить психологический портрет чужого — невообразимо сложно (а может быть, и вовсе невозможно — очень показателен в этом отношении роман Лема «Фиаско»), однако инопланетяне Уайта уж слишком человечны. Другой серьезный недостаток — это оборванность сюжетных линий и некоторая общая неряшливость в деталях. Так, в первой повести цикла, описывая инопланетят, питающихся радиацией, Уайт говорит, что они похожи на жуков, в в одной из последних называет их ящерицами. Уникальные хирургические инструменты, которые так хотели получить хирурги госпиталя в одной повести, более не фигурируют ни в одной из последующих. Чуть ли не в каждой повести, говоря о возможной психологической несовместимости представителей разных видов, Уйат приводит в качестве примера арахнофобию. К последним частям цикла этот пример уже набивает оскомину. Понятно, что вероятнее всего, писали эти книги с перерывами на протяжении долгого времени, но общая тенденция немного удручает.

Тем не менее, в качестве подростковой НФ этот цикл кажется мне очень удачным. Во многом благодаря первой и последней его частям, как бы окаймляющих вневременное содержание всех остальных и иллюстрирующих судьбу главного персонажа — психолога госпиталя.

Реклама

комментария 2 to “Космический госпиталь, Уайт”

  1. gremrien said

    Да, да, я его люблю! При всей занудности, сухости, повторяемости и прочих недостатках )). Но искренне надеюсь, что никто его экранизировать не станет, — боюсь, совсем путанная ерунда получится.

  2. akkalagara said

    Мне «Космический госпиталь» в целом понравился, но за все эти огрехи просто обидно — это ведь обычная редакторская работа. А главное во всем этом цикле Уайта, на мой взгляд, — это очень убедительный сеттинг, в котором происходит действие. И откровенных нелепиц в техническом или биологическом плане у него на удивление мало: самой крупной мне показалась сюжетная линия с разумной колонией микроорганизмов, которая мигрировала из одного носителя в другого. Там как-то уж все очень было притянуто за уши.

    Похожая идея разумного эндосимбионта фигурировала в романе Хола Клемента «Игла» (у него есть отличные НФ произведения «Экспедиция Тяготение» и «У критической точки», которые чаще всего издавались на русском; «Иглу» и ее продолжение, кажется, не издавали). Но у Клемента она была подана на порядок реалистичнее и интереснее. Это вообще отдельная история — вот краткий синопсис романа на википедии.

    Совершенно сумасшедшая прелесть книги состояла в массе биологических деталей, сопровождавших повествование (тут нужно учитывать, что читал я эту книгу еще в школе и очень много не знал, сейчас, наверное, я назвал бы ее «слегка любопытной»). Кроме всего прочего, симбионт-детектив был незнаком с особенностями человеческого тела, и медленно, но верно убивал своего хозяина, о чем оба были осведомлены. Вот эта гонка наперегонки со временем, научные детали, идея сосуществования и сделали для меня эту книгу очень важным переживанием.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s