Самое длинное путешествие

Записки интроверта

Реквием Берлиоза

Posted by akkalagara на 2009-10-02

Сложно сказать об том произведении что-то кроме «он красивый». Вообще описывать музыку — дело неблагодарное.

Если сравнивать с Вагнером, с которым Берлиоз жил приблизительно в одно время, то у Берлиоза музыка все же более легкая для восприятия, хотя и требующая некоторой концентрации. В его реквиеме нет какой-то одной мелодии, идущей лейтмотивом через все произведение, отдельные мелодии рождаются и умирают появляются и вскоре исчезают, чтобы смениться другими. Было — ждешь, что сейчас вот какая-то музыкальная тема начнет развиваться, расти, а она возьми, да и закончись. Много фальш-концовок, когда музыка подходит, кажется, уже к кульминационному моменту, а когда все инструменты вдруг стихают, остается тихое и тревожное прерывистое пение скрипок.

Очень большую роль играет хор: мужчины и женщины создают многоголосье, причем женские голоса то вторят мужским, то, напротив, ведут их за собой, а то и вовсе они друг вокруг друга двойной спиралью завиваются. Пели, кажется, по-латыни. Во всяком случае слова «sanctus» и «gloria tua» я отчетливо расслышал. Еще было «Kyrie Eleison» точно.

Теперь хорошо бы как-нибудь еще Берлиоза же Фантастическую симфонию послушать.

Advertisements

комментария 4 to “Реквием Берлиоза”

  1. gremrien said

    У меня в какой-то момент возникло ощущение, что вот эти маленькие кусочки, из которых состоял концерт, как будто рассказывают нам о жизни этого умершего человека — некоторые с печалью говорят о потерях, о неуспевшемся, о разочарованиях и вообще о скоротечности и бессмысленности человеческого существования, некоторые торжественные, громыхающие, они, наверное, о победах и сражениях, а некоторые фрагменты были очень веселыми и жизнерадостными, как легкомысленные свадебные пляски.

    • akkalagara said

      Действительно, похоже было. Хотя, конечно, надо было бы текст найти и почитать — может, там вообще о чем-то постороннем пели :-)

      • gremrien said

        Наслаждайся )) — http://www.ugcs.caltech.edu/~jclee/music/requiem_text.html

        На сайте Мариинского пишут:

        «Это скорее масштабное действо с элементами театрализации, нежели церковная музыка. Французский композитор Поль Дюка в своей статье пишет: «С молодых лет Берлиоз был одержим мыслью сочинить то, что сам назвал произведением «вавилонским». С другом Эмбером Ферраном он задумал сочинить ораторию под названием «Последний день мира», с устрашающим количеством хоровых и оркестровых масс. Намерение это было оставлено, но когда в 1837 году Берлиозу поручили написать музыку для Реквиема для исполнения в Доме инвалидов во время церемонии погребения генерала Дамремона, композитор вспомнил о «Последнем дне мира», и Реквием стал тем «вавилонским» сочинением, о котором мечтал Берлиоз. По его словам, он предпочел бы пережить уничтожение «Ромео», «Фауста» или «Троянцев», чем дорогого его сердцу Реквиема. Масштабность замысла повлекла за собой масштабность исполнительского состава, по замыслу Берлиоза исполнять его Реквием должны семь-восемь сотен человек. Один только хор должен был состоять не менее чем из 200 человек, а сильно расширенная группа медных духовых инструментов должна быть размещена в четырех «углах» основного состава исполнителей. Идея состояла в том, чтобы в части Tuba mirum каждая группа медных вступала поочередно, изображая трубящих ангелов Апокалипсиса. Грандиозные картины крушения мира, буйства страстей, пограничных психологических состояний всегда занимали воображение Берлиоза. И задача Реквиема, по замыслу композитора, – потрясти воображение слушателя размахом, грандиозным составом и подавляющими звучностями. Темы рельефны, плакатны, вырастают из мелодекламации, гармонии красочны и непредсказуемы. Манеру письма Берлиоза можно сравнить с монументальной фресковой живописью.
        В Реквиеме Берлиоза 10 частей: Requiem et Kyrie, Dies irae, Quid sum miser, Rex tremendae, Quaerens me, Lacrymosa, Offertorium, Hostias, Sanctus, Agnus Dei. Номера со второго по пятый составляют по каноническому тексту секвенцию Dies irae, но композитор специально делает внутреннюю разбивку, дабы рельефнее выделить важные для него фрагменты текста, говорящие о Страшном суде. В целом Берлиоз следует канону, единственный раз нарушая последовательность текста в Rex tremendae (Царь потрясающего величия). После строки Voca me («Призови меня») – следует обрыв, пауза. Далее в каноническом тексте следует Cum benedictis («С благословенными»). Но композитор перед ключевой фразой создает эффект оцепенения, нерешительности и вводит реплику Salva me («Помилуй»).» — http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2009/9/29/2_1900/

        А еще в одном месте прочитала, что ««Реквием» Берлиоза, убежденного атеиста, бесконечно далек от католических заупокойных месс. Это гражданская лирика в монументальном плане. Но Берлиоз подчеркивает не столько философский смысл, сколько эмоционально-драматические черты литургического текста. Он последовательно раскрывает многообразие глубоких человеческих страстей: страха, надежды, смирения, мольбы, радости, мужества, веры.»http://mp3complete.net/berlioz_grajd.htm — очень схоже с моими ощущениями.

        • akkalagara said

          О! Спасибо большое. Буду изучать. А потом распевать :-)

          200 человек — то здорово было бы. Там-то хор, наверное, человек 60 максимум был.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s