Самое длинное путешествие

Записки интроверта

Кинематографическое — Неуместный человек

Posted by akkalagara на 2009-10-18

Посмотрел этот норвежско-исландский фильм (thx to gremrien) уже довольно давно, и вот собрался наконец более или менее с мыслями по его поводу.

Главный герой, в целом положительный дядечка, как сказал бы Уинстон Смит, «плюс-плюс-среднего возраста» возраста долго и со все возрастающим омерзением глядит на самозабвенно целующуюся пару (а целуются они и правда, как в анекдоте: «пригляделась — и правда, ест»), и — то ли эстетического диссонанса, то ли от общей экзистенциальной безысходности — совершает акт полного и окончательного освобождения. Ну, во всяком случае, это он думает, что полного и окончательного. На самом же деле все только начинается. Работа, отношения, экзистенциальный кризис, поедающая друг друга целующаяся пара — все повторяется (а может, никуда и не девалось с самого начала), заставляя героя пойти по стопам незабвенного Энди Дюфрейна и взяться — не за ледоруб, но за отбойный молоток.

Кино, надо сказать, при всей сюрреалистичности сюжета, выдержано абсолютно, смертельно серьезно. Даже когда дело доходит до совершеннейшего уже гротеска, режиссер продолжает рассказ все так же неторопливо, отстраненно и суховато. (Я, привыкнув уже к нелинейному повествованию в кинематографе последних лет, только к середине фильма разобрался с происходящим). Кино, понятно, не для широкого зрителя, да и вообще проходит по разряду соцсатиры, причем весьма злой (в советские годы, думаю, у ленты был бы неплохой шанс стать орудием пропаганды против загнивающего запада и общества потребления). Но фильм при всем этом умный и меткий: действительно, материальные ценности — еще не все, нужно, чтобы еще и пирожками время от времени вкусно пахло.

Реклама

комментария 4 to “Кинематографическое — Неуместный человек”

  1. gremrien said

    Вообще его можно по-разному воспринимать, на разных уровнях. Для меня это не столько соцсатира, сколько история о поиске Настоящего. Настоящей дружбы, настоящего, искреннего участия, настоящих взаимоотношений, настоящего вкуса, запаха, жажды жизни… О том, как все может быть, но при этом все это будет пластмассовым, ненужным.

    • gremrien said

      Почему я и сравнивала его с «Бойцовским клубом», собственно.

      • akkalagara said

        Да, я так и понял. Но для меня, если не рассматривать в контексте сатиры, фильм уж очень мрачные краски приобретает. Просто дантовские какие-то. Особенно завершающий эпизод с девятым кругом.

        • gremrien said

          Вторым, всего только вторым )). Сатира само собой, конечно. Кстати, все не могу понять, за что бедненькую Икею так треплют в смысле сатиры )).

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s