Самое длинное путешествие

Записки интроверта

Кьеркегор, «Дневник обольстителя»

Posted by akkalagara на 2010-03-16

Про эту книгу, помню, нам рассказывали на философии, в бытность мою аспирантом — в самых общих чертах, разумеется. Тогда у меня руки так и не дошли его прочитать, а сейчас вот сподобился — в перерывах между Таненбаумом.

Вообще говоря, на мой взгляд, «Дневник…» вполне укладывается в жанр патологической литературы, наподобие «Парфюма» или «Коллекционера». Главные герои таких книг, как правило, обладают какой-то болезненной фиксацией, и с большим или меньшим успехом реализуют себя за счет второстепенных персонажей. Разница в том, что герой «Дневника…» обходится без заточения и членовредительства, предпочитая заниматься воспитанием чувств своей… хм… цели. Стиль изложения несколько экзальтированный (думаю, намеренно, поскольку «Страх и трепет» этим отнюдь не грешит), отчего приобретает некоторую двусмысленность: когда персонаж подробно и красочно расписывает собственные мысли и чувства это еще полбеды, но когда он так же подробно проходится по эмоциям тех, кто его окружает, волей неволей закрадывается ощущение того, что он нещадно искажает действительность, то ли в самом деле воспринимая ее не совсем адекватно, то ли просто изливая на страницы дневника свои фантазии. (В этом отношении Фаулз в своем «Коллекционере» поступил куда интереснее, позволив познакомиться с обеими точками зрения). Если сравнивать Йоханнеса Кьеркегора с Клеггом Фаулза, Гренуем Зюскинда (даже с Печориным Лермонтова), первый оказывается наиболее социализированным из всех (хотя, признаться, его размышления об «эстетичности» местами выглядят довольно зловеще и сделали бы честь какому-нибудь постмодернистскому маньяку, наподобие акунинского декоратора).

С сюжетной точки зрения повествование представляет собой своеобразный сферический роман в вакууме, так как автор вовсю подыгрывает герою (будем считать, что все им описанное, все же имело место в пространстве книги): Йоханнес с легкостью манипулирует другими людьми и за счет этого может позволить себе действовать неочевидными, кружными, многоходовыми комбинациями, устраивая, например, свидания Эдварда с Корделией, чтобы оттенить собственные достоинства.

Эстетическая концепция Йоханнеса по меньшей мере спорна, этическую сторону его поступков (не совсем однозначную) Кьеркегор игнорирует, оставляя ее читателю.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s