Самое длинное путешествие

Записки интроверта

Кинематографическое — братья Коэны

Posted by akkalagara на 2010-04-28

По причине отпуска устроил ретроспективу братьев Коэнов, пересмотрев те их фильмы, которых раньше не видел.

Blood simple (Просто (как) кровь)

Фильм с самого начала выдержан в рамках детективного триллера: она ему изменяет, он нанимает убийцу, тот стреляет в заказчика вместо любовников и забирает деньги. Однако уже в этом дебютном фильме очень четко прослеживается характерная для Коэнов «воля случая», когда череда мелких недопониманий, совпадений и неувязок приводит к ужасающим последствиям. Фильм демонстрирует в первую очередь темные стороны человеческой натуры и похож в этом на более поздний «Фарго». Характеры получились очень выпуклыми — муж, снедаемый ревностью, убийца — трусоватый циник, любовник, в нужный момент хватающийся за лопату. В фильме не так много «экшена», больше психологии, перед тем как решиться на дурной поступок герои тягостно размышляют (ну или не менее тягостно не размышляют), в то время как сам поступок либо остается за кадром, либо показан кратко, мимоходом. И только последние минут пятнадцать Коэны дают Хичкока: финальная сцена словно бы компенсирует длинноты и затянутости ленты.

Мне было интересно взглянуть на этот фильм еще и потому, что одну из главных ролей исполняла Френсис МакДорманд: до того видел ее только в «Burn after Reading», где у нее роль весьма своеобразная, и в «Фарго», где она тоже выглядит довольно-таки потрепанной жизнью. А в этом фильме МакДорманд несмотря на морально двусмысленную роль неверной жены выглядит на удивление невинной. Вот только мимика у нее мало меняется. И интонации.

И еще музыкальная тема из фильма понравилась. Вот эта:

Ну и капля воды в последних кадрах, да.

Raising Arizona (Воспитывая Аризону)

Очень слабый фильм, на мой взгляд. Попытка сделать комедию в более или менее классическом ключе, и попытка неудачная. Персонажи чересчур гротескные, Кейдж в главной роли традиционно не вызывает теплых чувств, сюжетная линия особого интереса не вызывает.

Miller’s Crossing (Перекресток Миллера)

А вот этот фильм мне понравился. Речь в нем идет про дядечку, который работает советником в преступной группировке и затевают долгоиграющую интригу с участием двух враждующих группировок и ряда причастных лиц. Здесь и за развитием фабулы с двойной-тройной игрой интересно было следить, и за персонажами (удивительно колоритные лица, даже второ-, третьестепенные). Кроме того, удивительно стильный получился фильм (а может, просто стилистика того времени мне по душе). Еще очень занятно было следить за отношениями персонажей: когда кредитор посылает к должнику выбивал и те, отделав его, говорят что-то типа «Ты извини, работа такая. А так-то мы тебя очень уважаем». А избитый, покряхтывая на полу, отвечает: «Да чего там, я все понимаю». Вообще фильм получился с двойным дном: хочешь, смотри как гангстерскую драму, хочешь, как историю морального становления и преодоления себя. При этом Коэны очень хитро поступили: у них эта морально-этическая сторона вроде каксовсем на поверхности лежит благодаря тому, что один из мафиози любит порассуждать об этике. Но в силу того, что сам он фигура достаточно одиозная, все эти рассуждения выглядят довольно комично и звучат не то чтобы всерьез.

Еще в этом фильме интересно было посмотреть на Джона Тартурро — тоже в плане ретроспективы. Я его раньше как-то недооценивал, а после «Перекрестка Миллера» и «Бартона Финка» весьма его игрой впечатлился.

Barton Fink (Бантон Финк)

Этот фильм очень сильно меня удивил — в первую очередь тем, что прежде я очень мало о нем слышал. С ним у меня забавно получилось: начал смотреть поздно вечером и, отсмотрев половину, лег спать, а на следующий день продолжил с ощущением того, что вижу совсем другой фильм. В самом деле, начинается «Бартон Финк» как узкотематическая комедия о злоключениях молодого писателя, но по ходу действия сюжет внезапно ухает куда-то в бездну и весь мир летит вместе с ним.

Примечательная игра Тартурро и Гудмана, жутковатый символизм, ситуации, в которых героя невольно отождествляешь с собой и ощущаешь неловкость за него, как свою собственную, тщательно выстроенные диалоги — этого было бы достаточно, чтобы сделать «Бартона Финка» отличным фильмом. Но в нем есть и еще что-то — трудно уловимое и оттого плохо выражаемое словами — то, что переводит происходящее с героем из событийной плоскости в метафизическую, бытийную. Для меня этот фильм стал, пожалуй, одним из лучших о природе творчества. В финале же меня и вовсе посетило описанное Пелевиным ощущение того, что «вот-вот станут видны спрятанные за покровом реальности рычаги и тяги, которые приводят в движение все вокруг» (хотя, вероятно, я излишне впечатлителен).

Понятно, что «у каждого свое кино», но вот этот фильм я бы настоятельно рекомендовал к просмотру.

The Hudsucker Proxy (Подручный Хадсакера)

Еще одна попытка сделать «классическую» комедию. Несмотря на участие Пола Ньюмена и Тима Роббинса, мне не понравился: типажи утрированные, опять же излишне гротескные. Ну и хэппи-энды, такое ощущение, братьям не очень удаются.

Fargo (Фарго)

Структурно фильм напоминает «Blood simple» (муж, жена, киллеры), но расклад в итоге оказывается совсем иным, хотя если судить по этим двум фильмам, Коэны очень пессимистично оценивают людскую природу. В этом фильме опять получает развитие тема случайности: предсказать, как повернется развитие событий и чем для кого закончится, не зная заранее, невозможно.

Кроме того, интересно было посмотреть еще раз на МакДорманд. У нее в этом фильме немножко оксюмороновская роль — играет беременного шерифа. Всю дорогу ее мучает токсикоз, и то и дело она борется с тошнотой. Типы, ее окружающие, настолько патологичны, что к концу фильма возникает стойкое впечатление, что тошнит ее не столько по причине беременности, сколько от омерзения человечеством.

(Вообще Коэны довольно часто практикуют своеобразный «гуманизм от противного», показывая, как нормальные вроде бы люди — неглупые, не обиженные жизнью, не уроды и не злодеи — пытаются что-то в своем существовании переменить и с хрустом ломают прежнюю свою жизнь и жизни окружающих. После «Burn after reading» стало популярно говорить о том, что герои Коэновских фильмов — идиоты. «О, я знаю чей ты представитель! Ты представитель окружающего меня идиотизма!» — помните? Но мне что-то так не кажется. Их беда в том, что они хотят сразу получить от жизни слишком многого — денег, как правило — и при этом выходят за рамки тех законов и правил, которыми привыкли руководствоваться в обыденности. Коэновская же Вселенная не прощает не то что ошибок, — помарок, выдавая каждому на орехи. Поддаться искушению — не идиотизм, а слабость, вполне, к сожалению, объяснимая. И когда герой неосторожным движением запускает лавину событий, которые в полном соответствии законам Мерфи развиваются от плохого к худшему, он уже не в силах что-то переменить, и все его попытки сдвинуть ситуацию в свою пользу заранее обречены).

The Big Lebowski (Большой Лебовски)

Смотрел его раньше.

O Brother, Where Art Thou? (О где же ты брат?)

И еще одна не очень удачная комедия. Лучшая в ней шутка это заглавный титр «По мотивам Одиссеи Гомера». Все остальное — так себе, несмотря на участие Тартурро и Клуни.

The Man Who Wasn’t There (Человек, которого не было)

Тоже очень хорошо сделанный фильм. В нем мне больше всего понравилась интонация, с которой главный герой рассказывает о событиях своей жизни — отстраненно и словно бы равнодушно, понимая, что ничего уже не изменишь. Черно-белый, фильм снят «под старину» и может показаться монотонным и затянутым, и неторопливость эта поначалу вводит в заблуждение. Убийство, расследование, процесс — тянутся также бессмысленно, как и обрамляющая их остальная жизнь.

Очень точные характеры (адвокат Риденшнайдер — офигительно жизненный тип). Размышления в виде внутренних монологов главного героя.

Лучший фильм про парикмахера-убийцу.

Intolerable Cruelty (Невыносимая жестокость)

Коэны осваивают жанр романтической комедии. Комедия получилась проходная, разве что для больших любителей Клуни. ну и саундтрек там неплохой — с Саймоном и Гарфанкелем.

The Ladykillers (Игры джентльменов)

Римейк фильма 1955 года, на мой взгляд, неудачный. Оригинальный фильм мне показался и смешнее и правдоподобнее, а у Коэнов получилась очередная проходная вещица:

Вот для сравнения трейлер оригинального фильма:

No Country For Old Men (Старикам тут не место)

Смотрел раньше.

Burn After Reading (После прочтения — сжечь)

Тоже смотрел раньше.

A Serious Man (Серьезный человек)

Смотрел раньше.

Резюмируя просмотренное:

«Бартон Финк», «Перекресток Миллера», «Человек, которого не было» и «Старикам тут не место» — смотреть стоит без оговорок.
«Фарго», «Большой Лебовски», «Просто (как) кровь», «После прочтения сжечь» и «Серьезный человек» — с оговорками.
Остальные фильмы — для больших любителей.

Реклама

комментария 2 to “Кинематографическое — братья Коэны”

  1. burlesca said

    «хотя если судить по этим двум фильмам, Коэны очень пессимистично оценивают людскую природу»

    по-моему, братья Коэны вообще очень пессимистично смотрят на людей и их жизни:), это мне в них и нравится.
    у Вас тут не хватает ещё их новеллы (кажется, «Тюильри») из альманаха «Париж, я люблю тебя».

    • akkalagara said

      Да, до «Парижа…» я так и не добрался, решив, что короткометражками пренебрегу. Может, в следующий отпуск…

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: