Самое длинное путешествие

Записки интроверта

Письма Лермонтова

Posted by akkalagara на 2010-08-14

В том же томе, что и «Герой нашего времени» (о нем позже) оказались и письма Лермонтова, с которыми я не примянул ознакомиться. Главных корреспондентов у Михаила Юрьевича было трое: его кузина Лопухина (к которой, судя по письмам, он питал не совсем родственные чувства), двоюродный брат Алексей и бабушка.

Письма к кузине написаны на французском. Вот несколько отрывков:

«Милая кузина! Я решил уплатить вам долг, который вы имели любезность с меня не требовать, и надеюсь, что мое великодушие тронет ваше сердце, с некоторых пор ставшее таким жестким ко мне. Я не прошу другого вознаграждения, кроме нескольких капель чернил и двух или трех штрихов пера, которые известили бы меня, что я еще не совершенно изгнан из вашей памяти; иначе мне придется искать утешения у других (ибо и здесь у меня есть кузины), а как бы мало женщина ни любила (это известно), она не очень-то любит, чтобы искали утешения вдали от нее. Затем, если вы будете еще упорствовать в своем молчании, я могу вскоре прибыть в Москву — и тогда мое мщение не будет иметь границ. На войне (вы знаете) щадят сдавшийся гарнизон, но город, взятый приступом, без сожаления предают ярости победителей.
После этой гусарской бравады я падаю к вашим ногам, чтобы вымолить себе прощение, в ожидании, что вы мне его даруете.
После этого вступления я начинаю рассказ о том, что со мною случилось за это время, как это делают при свидании после долгой разлуки
«…

«В точности держу слово и посылаю вам, милый и цобрый друг, а также сестре вашей туфельки черкесские, которые обещал вам; их шесть пар, так что поделить их вы легко можете без ссоры; купил их, как только удалось отыскать; я теперь на водах, пью и принимаю ванны, словом, веду жизнь настоящей утки. Дай бог, чтобы мое письмо еще застало вас в Москве, а то, если ему придется путешествовать вслед за вами по Европе, может быть, вы получите его в Лондоне, в Париже, в Неаполе, как знать, — во всяком случае в таком месте, где оно вовсе не будет для вас интересно, а от этого сохрани боже и его и меня. <…> Прощайте, дорогая, желаю вам веселиться в Париже и в Берлине. Получил ли Алексис отпуск? Обнимите его за меня. Прощайте.

Весь ваш М. Лермонтов.

P. S. Ради бога, пишите мне и сообщите, понравились ли вам туфельки«.

Письма кузену посвящены большей частью делам служебным:

«О, милый Алексис! Завтра я еду в действующий отряд, на левый фланг, в Чечню брать пророка Шамиля, которого, надеюсь, не возьму, а если возьму, то постараюсь прислать к тебе по пересылке«…

«Мой милый Алеша. Я уверен, что ты получил письма мои, которые я тебе писал из действующего отряда в Чечне, но уверен также, что ты мне не отвечал, ибо я ничего о тебе не слышу письменно. Пожалуста, не ленись: ты не можешь вообразить, как тяжела мысль, что друзья нас забывают. С тех пор, как я на Кавказе, я не получал ни от кого писем, даже из дому не имею известий. Может быть, они пропадают, потому что я не был нигде на месте, а шатался всё время по горам с отрядом«…

«Милый Алеша. Пишу тебе из крепости Грозной, в которую мы, т. е. отряд, возвратился после 20-дневной экспедиции в Чечне«…

Самые интересные — письме бабушке:

«Я на днях купил лошадь у генерала и прошу вас, если есть деньги, прислать мне 1580 рублей; лошадь славная и стоит больше, — а цена эта не велика. Насчет квартиры я еще не решился, но есть несколько на примете; в начале мая они будут дешевле по причине отъезда многих на дачу

«Квартиру я нанял на Садовой улице в доме князя Шаховского, за 2000 рублей — все говорят, что недорого, смотря по числу комнат«.

Подписывался М. Ю. так:

«Прощайте, милая бабушка, прошу вашего благословения, целую ваши ручки и остаюсь покорный внук«.

Самое неприятное, что в собрании сочинений есть только письма самого Лермонтова, но не его корреспондентов, из-за чего так и остается неизвестным, понравились ли туфельки кузине, и что сказала бабушка о 1580 рублях, потраченных на лошадку коня.

комментария 2 to “Письма Лермонтова”

  1. gremrien said

    С французского сам переводил? ))

    А то, что есть только письма самого Лермонтова, — так это распространенный баг. Письма великих сохраняли и потом соединяли в архивы, великие же такой ерундой не заморачивались и сдавали все в макулатуру.

    • akkalagara said

      Не, там письма приводились французском оригинале и русском переводе. Сам-то я французскому не обучен :-(

      Заразы эти великие, нет бы чужие письма хранить.

Добавить комментарий

 
