Самое длинное путешествие

Записки интроверта

Радищев — «Путешествие из Петербурга в Москву»

Posted by akkalagara на 2010-09-10

Радищев  — унылая добродетель. Он о важных вещах пишет (а в свое время, наверное, не просто актуальных — злободневных), но подает все это в форме, не способствующей восприятию. В первую очередь мешают многочисленные архаизмы (вот вроде бы между книгой Радищева и прозой Пушкина 40-45 лет разницы, но различия огромны), на втором месте — отсутствие структурированности. Радищев то и дело вводит в текст второстепенных персонажей, письма или записи которых читает автор, которые ведут с автором длинные беседы, произносят монологи — и зачастую очень трудно понять, где идет еще речь персонажа, а где начинаются авторские мысли. Эти, кстати, друзья, попутчики, знакомые и просто встречные неимоверно раздражают — тем более, что наиболее радикальные мысли и высказывания Радищев приписывает им (из цензурных соображений? как-то очень по-детски выглядит) — и все путешествие выглядит серией встреч, словно все знакомые Радищева отправились в путешествие вместе с ним и попадались ему на глаза согласно заранее составленному расписанию.

Еще одна черта, вызывающая антипатию к Радищеву, — это некоторая демагогичность. Он долго и со вкусом рассуждает о том, что всё плохо, как именно всё плохо, даже почему и отчего оно плохо, но крайне редко предпринимает хоть что-то сам (да и попытки такие, как правило, оказываются бесплодны: предложил сто рублей девице, та отказалась, одарил нищего платком — тот на третий день помер). Позиция Радищева — это позиция наблюдателя, хоть и небезучастного, но упорно не желающего что-то предпринимать. (Хотя, разумеется, нужно учитывать, что большая часть эпизодов, вероятно, носит вымышленный характер — во-первых, и то, что сам по себе факт написания такой крамольной книги должен был быть поступком довольно отчаянным — во-вторых).

Однако при всех негативных сторонах «Путешествие из Петербурга в Москву» — очень полное и очень смелое сочинение, которое можно назвать, говоря современным языком, правозащитным. Круг тем, который охватывает Радищев очень широк — он не только выступает против крепостного права, но критикует цензуру, обличает коррупцию, бюрократию, засилье чиновников и общественные нравы. (Причем многие из его сюжетов один в один совпадают с теми, что всплывают регулярно в нынешних СМИ и в сети, временами складывалось впечатление, что какой-то социально-ориентированный блог правого толка читаю, только что написанный в странной стилистике). Книга очевидным образом не могла не противопоставить его власти, и последовавшие за ее публикацией арест и ссылка выглядят вполне закономерными. Чего, однако, я никак не ожидал от Радищева, так это самоубийства (в школе об этом молчали, да и в кратких биографиях, предваряющих обычно «Путешествие из Петербурга в Москву», тоже об этом не упоминают). Лотман в своих «Беседах о русской культуре» пишет: «Радищев думал о самоубийстве долгие годы, но в момент действия все оказалось роковым образом неподготовленным. У него, видимо, не нашлось яда, и он выпил «крепкой водки», то есть смеси азотной и серной кислоты, которую его сын употреблял для чистки эполет. Страшные мучения заставили Радищева перерезать себе горло«. У самого Радищева, кстати, есть небезынтересный пассаж по этому поводу: «О природа, объяв человека в пелены скорби при рождении его, влача его по строгим хребтам боязни, скуки и печали чрез весь его век, дала ты ему в отраду сон. Уснул, и все кончалось. Несносно пробуждение несчастному. О, сколь смерть для него приятна. А есть ли она конец скорби? — Отче всеблагий, неужели отвратишь взоры свои от скончевающего бедственное житие свое мужественно? Тебе, источнику всех благ, приносится сия жертва. Ты един даешь крепость, когда естество трепещет, содрогается. Се глас отчий, взывающий к себе свое чадо. Ты жизнь мне дал, тебе ее и возвращаю; на земли она стала уже бесполезна«.

Еще забавный факт — Пушкин, оказывается, в 1834 году написал «Путешествие из Москвы в Петербург», в котором движется по тем же станциям, что и Радищев (но в обратном порядке), и дает свои комментарии ко главам «Путешествия из Петербурга…», часто в критическом ключе. Пушкинское «Путешествие…», впрочем, осталось, насколько я понял, не оконченным. Тем не менее, интересно было взглянуть на альтернативный взгляд (у Пушкина точка зрения, коротко говоря, формулируется как в анекдоте — «ну да, ну ужас, но не ужас-ужас-ужас»).

В общем и целом книга Радищева — чтение поучительное, конечно, но очень уж специфическое и непростое.

Реклама

комментария 4 to “Радищев — «Путешествие из Петербурга в Москву»”

  1. gremrien said

    Очень интересно, спасибо. Мне очень сложно получать удовольствие от такой литературы и понимать ее, поэтому я всегда с интересом всматриваюсь в подобного рода свежий взгляд. Может быть, как-нибудь и получится с ней поближе познакомиться, когда позврослею.

    • akkalagara said

      Ну удовольствие и мне было непросто получать, но познакомиться с этой книгой было интересно. Русская (художественная) литература вообще приблизительно с этого времени и начинается, и Радищев, получается, где-то у ее истоков стоял, хотя, конечно, художественным его сочинение не назовешь.

      • gremrien said

        Вот я про это как раз и подумала. Я его, конечно, давно пыталась читать, еще ничего не соображала тогда, но, кроме того, я его пыталась как художественное произведение оценивать и ощутила только неприязнь и недоумение. А вот если смотреть на него как на социально-политический блог, то совсем иначе оно будет выглядеть, я думаю )).

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: